Главная > Новости > Предприниматели назвали недостаток финансов и знаний основными барьерами для бизнеса

Предприниматели назвали недостаток финансов и знаний основными барьерами для бизнеса

16 марта 2020 г.

Аналитический центр Университета «Синергия» провел масштабное социологическое исследование среди предпринимателей и тех, кто только планирует заняться собственным бизнесом.

Опрос проходил с сентября по декабрь 2019 года во всех регионах России в рамках реализации нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Участие в нем приняли 144,8 тыс. человек. Главной целью исследования стало изучение барьеров, которые мешают развитию бизнеса, а также оценка потребностей действующих и потенциальных предпринимателей в получении дополнительного бизнес-образования.

"Значительная часть респондентов характеризуют свой бизнес как растущий и развивающийся (41,6% опрошенных), при этом лишь 8,1% знают, какие меры предпринять в дальнейшем для его поступательного движения. Каждый восьмой предприниматель (12%) признался, что бизнес уменьшается в объемах, и лишь немногие (0,9%) знают, как выйти из этого положения. Основной причиной, сдерживающей развитие бизнеса, стала ограниченность финансов и капитала (42,6%). Второй по популярности причиной действующие предприниматели назвали отсутствие знаний и стратегии масштабирования бизнеса (40,5%)", - говорится в материалах исследования.

Больше трети предпринимателей (35%) видят загвоздку в том, что у бизнеса очень маленькие объемы выручки и продаж, при этом отсутствие прибыли волнует 12,9%. Для каждого четвертого предпринимателя остро стоит проблема конкуренции (26,9%), а для каждого пятого - формирования надежной команды и подбора персонала (20%). Сложность законодательства, регулирующего текущую деятельность, волнует 12,8% респондентов. Вместе с тем, каждый 11-й предприниматель (9,2%) не видит трудностей в ведении бизнеса.

Аналогичную картину аналитики отмечают среди начинающих и потенциальных предпринимателей. Отвечая на вопрос: «Какие трудности Вы видите со стартом своего дела?», большинство респондентов назвалиглавной проблемой отсутствие стартового капитала(39,6% среди начинающих и 47,6%среди потенциальных предпринимателей). При этом следующие по популярности причины среди барьеров для старта бизнеса, так же как и в случае с действующими бизнесменами, касались сферы предпринимательской грамотности: «не могу выбрать нишу» (36,5% начинающих и 43,6% потенциальных предпринимателей), «не знаю, с чего начать» (19,8% и 29,8% начинающих и потенциальных предпринимателей соответственно), «не знаю, как привлечь первых клиентов» (33,1% и 21,4%), «не знаю, как сформировать команду для работы» (19,6% и 17,5%).

Аналитики отмечают, что большая часть среди действующих предприятий функционирует менее 10 лет (84,7% опрошенных), причём весьма значительна доля организаций, которые были открыты в последние два года (38,8%). Этот факт говорит о том, что мотивация на занятие предпринимательской деятельностью в России высока – желающих открыть свое дело и работать на себя достаточно.

Вместе с тем ответы респондентов указывают на существующие трудности у действующих и начинающих предпринимателей, причем и для тех, и для других главная проблема – ограниченность финансов. На ее решение направлена поддержка со стороны государства, предусмотренная нацпроектом «Малое и среднее предпринимательство иподдержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Это льготные кредиты малому и среднему бизнесу, микрофинансирование предпринимателей, грантовая поддержка малого инновационного предпринимательства, субсидирование при размещении ценных бумаг на бирже, льготный лизинг, государственные субсидии для резидентов технопарков и т.д.
Еще один барьер на который указали опрошенные -  низкий уровень предпринимательской грамотности.

 «Мы уверены, что различные форматы программ обучения – уроки предпринимательской грамотности в школах, университетское предпринимательское образование, курсы повышения предпринимательской грамотности по различным направлениям, образовательные форумы, программы МВА – будут способствовать активному масштабированию малого и среднего бизнеса, а также развитию экспортного потенциала России», - отметили эксперты Университета «Синергия».

В фокусе социологического исследования были выявлены образовательные направления, в области которых респондентам не хватает знаний. Наиболее востребованными модулями в сфере бизнеса у действующих предпринимателей оказались маркетинг и привлечение клиентов, увеличение дохода и масштабирование компании. Тем, кто только задумывается о создании бизнеса, не хватает знаний в области маркетинга и продаж, управления персоналом и финансовыми потоками. Более половины (54,8%) опрошенных потенциальных бизнесменов отмечают, что им хотелось бы узнать в целом, как открыть собственное дело.

Аналитики отмечают, что прослеживается прямая закономерность между наличием высшего образования и уровнем заработка. Так, каждый десятый бизнесмен с доходом от 10 млн. рублей в месяц окончил аспирантуру. Те же, кто получил среднее специальное или вовсе завершил свое образование обучением в школе, имеют средний достаток до 100 тысяч рублей. На основе этих данных эксперты пришли к заключению, что уровень образования предпринимателей оказывает непосредственное влияние не только на развитие бизнеса, но и на уровень дохода бизнесменов.                  

Зарегистрируйтесь
и получите доступ к Личному кабинету с подборкой сервисов и мероприятий

Согласие на обработку персональных данных

АВТОРИЗАЦИЯ

Если Вы впервые на сайте, заполните, пожалуйста, регистрационную форму.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ

Данные для восстановления пароля будут высланы Вам на e-mail, указанный при регистрации.

РЕГИСТРАЦИЯ

Согласие на обработку персональных данных

Внимание!

До назначенного времени консультации специалиста осталось менее часа. Возможность проведения консультации уточняйте в отделе поддержки предпринимательства по телефону: 410-410 или 64-70-10.